Черный Шаман (Большой Амгинский водопад)

Небольшая история из разряда «как я провел выходные».

Сорри, что с таким запозданием — все никак не выдавалась свободная минутка…

Идея посетить Черный Шаман (Большой Амгинский водопад) родилась у нас еще несколько лет назад. Тогда, побывав на Кравцовских водопадах, что близ села Кравцовка Хасанского района, мы всерьез заинтересовались природой родного Приморья и его красотами. А красот этих в нашем крае оказалось не мало — дальних и близких, больших и не очень, легкодоступных и затерянных в таежных дебрях… Желание увидеть все это своими глазами захватило настолько, что даже была заменена машина. На смену сугубо городскому заднеприводному Марку пришел чуть потрепанный, но вполне боевой ПыжЫк, куда более подходящий для таких путешествий, и пошло-поехало… Были Шкотовские и Беневские водопады, гора Ливадийская (Пидан), бухты, пещеры, ущелья и еще много чего. Но вот побывать на Черном Шамане все никак не получалось – шутка ли, почти 800 км не самых лучших дорог в одну сторону! А увидеть этого 40-метрового гиганта воочию, очень хотелось. И вот, наконец, в этом году мы решили, во что бы то ни стало до него добраться. Друзей, желающих составить нам компанию, набиралось не мало, и на машинах и без, но как это обычно и бывает, чем ближе подходило дело, тем больше «путешественников» отсеивалось. У одних работа, у других семья, третьим сезон не тот, четвертым звезды не те… В итоге в составе «экспедиции» остались только четверо: трое из ЧижЫков (я, Вероника «Jeronima» и Василий «Vasilisk») и наш друг Павел. Транспорт – верный бессменный ПыжЫк.

Программа-минимум: поездка Уссурийск-Амгу через Арсеньев и обратно с посещением Черного Шамана. Программа-максимум: на обратном пути проехать через Ольгу до Преображения и Чистоводного, и вернуться домой уже через Лазо (часть этого маршрута мы уже проделывали в прошлом году).

Итак, выезд назначен на субботу 30.06.2012 г. Планировалось выдвинуться из города в районе 6 часов утра, однако, как обычно, жизнь внесла свои коррективы. Но вот, наконец, последние приготовления окончены, багаж загружен, экипаж на своих местах, бак залит под пробку, в багажнике резервный запас топлива в 20-литровой канистре. Из дома мы выезжаем уже ближе к обеду. Погода не обещала ничего хорошего — расходился дождь. Но мы твердо решили добраться до своей цели невзирая ни на что.

Дождь поливал почти до Арсеньева, но на подъезде к нему начал стихать. Арсеньев встретил нас теплой и пока сухой погодой. Нам это удалось — мы оторвались от тайфуна и получили небольшую фору в этой гонке с природой. В Арсеньеве решено было устроить небольшую остановку и перекус. Для этой цели выбрали супермаркет «5+». Закупились там кое-какими скоропортящимися продуктами, которые не рискнули везти из Уссурийска, перекусили в кафешке сэндвичами и чаем, забросили денег на телефоны (все-таки никто из нас раньше в эту сторону не ездил и об уровне дальнейшей цивилизации представлений мы не имели) и снова двинулись в путь. На выезде из города посетили памятник знаменитому исследователю и путешественнику В. К. Арсеньеву и его верному спутнику Дерсу Узале. Конечно, не забыли запечатлеться на их фоне. С площадки, где установлены памятники, открывается отличный вид на панораму города. Кто будет в тех краях — рекомендую.

Дальше дорога стелется среди красивых пейзажей — ярко зеленых лугов на фоне приближающихся громад Сихотэ-Алиня. Машина весело бежит по гладкому асфальту, за окном пролетают села и деревушки, реки, озера, мосты. Изредка движение замедляют медленно ползущие в подъем фуры и лесовозы, приходится выбирать подходящий момент и обходить их. Время не ждет, а мы планируем к темноте добраться хотя бы до моря, дабы не кормить собой всю ночь полчища лесной мошкары.

Из рек и речушек, попадающихся на пути, безусловно, выделяется Уссури. Эту, одну из крупнейших приморских рек, пересекаем по длинному бетонному мосту, на перилах которого даже попадается мемориальная табличка, извещающая путника о досрочной сдаче коллективом Мостопоезда-468 этого моста в далеком уже 1978 году. С моста в обе стороны открывается красивейший вид на реку. Не удерживаемся и выходим сфотографироваться на память. Кроме того, над Уссури мы стали свидетелями интересной картины, к сожалению, не попавшей в кадр. На проводах, переброшенных через реку, на приличной высоте, в каком-то хитроумном приспособлении, висит человек с удочкой в руках и как ни в чем не бывало тягает рыбку. Довольно оригинальная альтернатива лодке, надо заметить.

Небо на горизонте становится все светлее, тайфун остается позади, и на перевал Венюкова мы въезжаем уже при свете солнца. Запечатлеваемся на фоне стелы и спускаемся с перевала. Все! Теперь мы «по ту сторону». Перевалив через хребет, путешественник попадает как будто бы в другую страну. Вокруг громоздятся горы и скалы, спокойные равнинные реки и ручьи сменяются бурными горными потоками, дорога то, изгибаясь и петляя, круто лезет вверх, то так же стремительно спускается вниз. Временами машина даже заныривает в застрявшие меж сопок низкие облака. Стрелка альтиметра Паджерика ползает между отметками 400-700 м над уровнем моря, перепады высоты такие резкие и частые, что треск в ушах становится привычным явлением и даже перестает раздражать. Дорогу с одной стороны подпирают поросшие лесом крутые склоны, а с другой — пропасти, от которых машину отделяют только хлипкое тросовое ограждение, ряд бетонных блоков, расставленных через 5-10 м друг от друга, а то и просто заросли придорожных кустов. Кое-где стена кустов и деревьев разрывается и тогда из окна машины открывается захватывающий дух вид на этот горный край с высоты птичьего полета. Если подойти в таких местах к краю дороги и, преодолев головокружение, взглянуть вниз, можно прямо под своими ногами увидеть вершины сосен и, как в песне, «зеленое море тайги». Невольно возникают мысли об исправности тормозов и о том, что же собой представляет эта дорога зимой, будучи покрытой льдом и снегом. Как иллюстрация к ним, внизу в нескольких десятках метров от себя видим застрявшие меж деревьев искореженные останки какого-то автомобиля, неудачно завершившего этот спуск… А сколько тонн такого металлолома еще лежит вдоль этой трассы, одному Богу известно. Делаем выводы и продолжаем путь.

В Кавалерово притормаживаем у скалы Дерсу. Довольно интересный объект: голая каменная скала, примостившаяся у склона зеленой сопки, почти нависает над маленькими, почти игрушечными на ее фоне, домиками. Фотографируем и едем дальше, к следующей «контрольной точке» — Дальнегорску.

Дальнегорск особого впечатления не производит. Небольшой городок, зажатый между изрезанных разработкой гор. Запоминается только огромный горно-обогатительный комбинат, по всей видимости, и являющийся сердцем города. Еще в Дальнегорске имеется музей минералов, который мы, однако, посетить не успели. Ну да ничего, не последний день живем, еще сюда приедем. На выезде из Дальнегорска заправились на АЗС НК Альянс. Расположение АЗС на дальнейшем пути мы не знаем, тем более наличие бензина на них. Да и заправляться на всяких «левых» заправках, тем более на таком удалении от дома, не хочется.

За Дальнегорском асфальтовая дорога ведет нас дальше на север, через Рудную Пристань и Каменку к Пластуну и Тернею. Однако навигатор предлагает нам альтернативный «короткий» маршрут. На одном из перекрестков нам следует свернуть налево на грунтовку и срезать таким образом приличный крюк в несколько десятков километров. Паджерик — не пузотерка, гравием его не испугаешь, а перспектива сэкономить время на этой «прямой» дороге выглядит очень заманчиво. Итак, после короткого совещания, большинством голосов решаем попытать счастья на этом «коротком» пути.
Вначале гравийка очень даже приличного качества, и хорошо укатана многочисленными колесами. Однако уже через несколько километров дорога начинает портиться на глазах. То тут, то там появляются глубокие трещины, размытые дождевыми потоками. Их приходится проезжать очень медленно и аккуратно, дабы не соскользнуть и не застрять тут на несколько часов с топорами и домкратами. Скорость движения с бодрых 90-100 км/ч резко падает до 20-30. Начинаем подумывать о возвращении к асфальту — по километрам мы там, может быть, и проиграем, зато времени явно затратим меньше. Тут вдруг среди деревьев по обеим сторонам дороги появляются руины каких-то построек промышленного назначения. Душа М60-ка сразу оживает: вот это локации! Жаль, в территорию не попадают слегка… На несколько сотен км всего. И тут вдруг деревья расступаются, и нам открывается совершенно неожиданная картина: монолитная бетонная стена закрывает внушительных размеров пещеру. Такую высокую и широкую, что в нее с легкостью мог бы въехать тепловоз, будь здесь рельсы. Тут становится ясно и назначение разрушенных производственных зданий вокруг и, собственно, самой дороги — мы у заброшенного рудника. Зрелище, надо сказать, вкупе с окружающей тишиной и безлюдным лесом, жутковатое, как будто сошедшее с экрана фильма ужасов. Даже мелькает мысль: «вот так все там обычно и начинается». Дополняет картину небольшой черный лаз, прорытый кем-то под бетонной стеной вглубь рудника уже после того как его замуровали строители. Из лаза дует холодный ветер подземелья. Место явно не располагает к длительному пребыванию, к ночевке тем более, поэтому решаем дальше в тайгу не углубляться, развернуться и продолжать путешествие по асфальту. Так и поступаем.

Снова мелькают километры, села и поселки… День катится к закату и к дорожным прелестям добавляется еще одна — туман. Машина идет как сквозь молоко, освещая фарами только небольшой клочок земли перед самым капотом. Скорость значительно снижается. Солнце уже скрылось за горизонтом, да и усталость от дальней дороги начинает давать о себе знать. Решаем сегодня добраться до Пластуна и заночевать там у моря, а на завтра уже по светлу тронуться в дальнейший путь.

В тумане последние десятки километров до Пластуна тянутся, кажется, целую вечность. Но вот после очередного поворота, вдали замечаем светлое пятно, которое растет и ширится по мере приближения. Этим пятном и оказывается Пластун, точнее, его большое деревообрабатывающее предприятие, освещенное множеством фонарей прожекторов. Вот и стела, мы на месте. Но теперь надо еще найти место для ночевки. Лучшее место для этих целей — пляж. Но только где он? Видимость вокруг почти нулевая, прохожих нет, спросить не у кого. И тут Вероника вспомнила, что здесь у нее живет однокурсница. Конечно, приличные люди, в столь поздний час стараются людей не беспокоить, но ситуация вынуждает. Звоним. Нам повезло. Девушка не только не спала, но даже согласилась подъехать с мужем к нам и проводить нас в этом молочном мире. С их помощью мы нашли колонку, набрали в канистру питьевой воды (с собой из Уссурийска лишний вес решили не тащить) и благополучно попали на пляж. Там поставили палатку, на скорую руку поужинали, выпили за благополучное прохождение первого этапа путешествия, полюбовались огоньками в бухте и отправились на боковую.

Наутро уже вовсю поливал дождь. Злосчастный тайфун нас таки настиг. Погода к пикнику уже не располагала, поэтому решили позавтракать в ближайшей кафешке и без лишних промедлений тронуться в путь. Ценник в кафе был вполне демократичным, а вся еда свежей и вкусной. Пластун, кстати, при свете дня, вопреки ожиданиям, оказался не таким уж маленьким поселком. В нем обнаружились и многоэтажные дома, и магазины, и ресторан, и даже гостиница. Вполне приличное место для жизни. Сюда поступает лес с таежных делянок, здесь на деревоперерабатывающем заводе его распускают на доски и грузят сразу же с причала на суда, отправляющиеся в Японию, Китай, Корею.

После завтрака в Пластуне наш путь лежал дальше, через Терней и таежные дебри почти до самого пос. Амгу. До цели было еще несколько сотен километров, но по сравнению с пройденным маршрутом это было уже почти рядом. Буквально рукой подать. Время решили не терять: дорога ждала дикая и неизвестная, погода стояла ненадежная, дождь то прекращался, то расходился вновь, а нам за день хотелось успеть добраться до водопада и вернуться хотя бы назад в Пластун.

Терней проскочили транзитом, остановившись лишь у магазина, да у большого безымянного памятника с женщиной и колоколом, видимо, связанным с Великой Отечественной. За Тернеем последним напоминанием о цивилизации остались лишь километровые столбики, отсчитывавшие километраж трассы Терней-Малая Кема. После развилки на Амгу, исчезли и они.
Тем не менее, дорога хоть и потеряла асфальтовое покрытие, но оставалась вполне приличной и позволяла держать стабильную скорость. Было видно, что здесь часто проходит грейдер, иначе под колесами многотонных лесовозов она бы уже давно превратилась в сплошную полосу препятствий для любого легкового авто. На пути мы то и дело пересекали горные речки и ручьи. Мосты через них были уже не бетонные, а чисто деревянные, срубленные из крупного грубо отесанного кругляка, присыпанного грунтом, такими же были и сваи. Такими же рубленными были и желоба в попавшемся на пути карьере. Создавалось впечатление, что мы в мгновении ока перенеслись на сотню лет назад во времена Арсеньева и Пржевальского, когда натуральное дерево еще не было роскошью на вес золота, а было самым доступным и дешевым материалом. Навстречу то и дело попадаются покрытые грязью по самую крышу лифтованные Лэнды и Сафари с рыбаками — в реки зашла красная рыба, лов в разгаре.

Тут дорога выводит нас к живописному месту. Почти у самой дороги, зажатая меж скал бурлит на перекатах большая горная река. Это Кема, одна из красивейших рек северного Приморья. Не можем удержаться, выходим и делаем на память несколько кадров. Задержаться бы тут и порыбачить, но времени мало, нас ждет Шаман.

И вот до заветной точки, если верить навигатору, остаются считанные километры. Начинаем искать ориентиры, описанные в Интернете, не забывая сверяться с GPS. Все верно: проезжаем отворот на Теплый Ключ, отсчитываем от него 3 моста и после третьего ищем следующий ориентир — рукописную табличку-указатель «Амгу». Километр пролетает за километром, а ничего похожего не попадается. Начинаем уже сомневаться, верно ли едем, не проехали ли какой-нибудь малозаметный сворот. Но нет. Вот и она — приколоченная к сосне обшарпанная табличка. Теперь где-то за ней должен быть поворот направо. И действительно: через некоторое время обнаруживаем довольно приличного качества гравийку. Едем по ней. Дорога быстро сузилась и превратилась в узкий коридор между высокими, не ниже машины, кустами, но поверхность под колесами по-прежнему остается ровной и вполне проходимой даже для легковой машины. Создается впечатление, что дорогу эту некогда строили и облагораживали специально. Чуть дальше находим этому и подтверждение — полуразрушенный деревянный мостик. Мостик уже настолько ветхий, что по нему даже ходить, без риска рухнуть вниз сквозь прогнившие доски, нельзя, не говоря уже о том, чтобы проехать. Правда, возле мостика накатан удобный объезд вброд. Для джипа ничего сложного, а вот легковым дальше уже не пробиться. Тут же на поляне возле мостика стоит грязная Королла — экипаж ушел к водопаду пешком. Потом, на пути нам попались еще несколько подобных картин: развалины мостиков и рядом накатаны объезды через неглубокие ручьи. И вот мы выехали на широкую ровную поляну, здесь дорога заканчивается. На поляне мы оказались не одни. Тут уже стоял высокий полноприводный автобус Asia Cosmos, доверху груженый различными байдаркоподобными плавсредствами, у автобуса горел костер, и сидело несколько человек. По всей видимости, эти туристы прибыли сюда для сплава и по пути решили посетить главную достопримечательность этих мест — Шаман. Сидевшие у костра показали нам тропинку, по которой нам следовало идти, и посоветовали надеть сапоги, т.к. идти местами предстоит по воде, и предупредили об особо агрессивных, изголодавшихся клещах. Вероника и Павел переобулись, а мы с Василием остались в своих берцах, решив предпочесть удобство сухости. Всю одежду обработали анти клещевым спреем и тронулись в путь. Кстати, надо отдать этому спрею должное: ни одного клеща за время похода мы ни на себе, ни на одежде не обнаружили.

Через несколько минут ходьбы по лесной тропинке, мы подошли к высокому крутому склону ущелья, поросшему редкими чахлыми деревцами. Вокруг нас возвышались огромные черные двухсотметровые скалы, а где-то далеко внизу бежала сама Амгу, пробившая за миллионы лет этот узкий коридор в скальной породе. Вначале спуск вниз можно было назвать не то, что не трудным, а даже комфортным. Чьей-то заботливой рукой на склоне было устроено некое подобие ступенек из палок и грунта, а по сторонам от него даже шли поручни! Спуск был легок и безопасен. Однако вскоре, видимо, запал у строителей иссяк. Вначале исчезли поручни, потом ступеньки стали становиться все реже и грубее, а потом и вовсе пропали. Дальше спускались кто как мог: на животе, на коленях, на пятой точке, цепляясь руками и ногами за выступающие из земли корни и камни. Особенно несладко пришлось ребятам в резиновых сапогах. На сыпучем склоне соскальзывал даже зубастый протектор берцев, не говоря уже о гладкой подошве сапог. Однако худо-бедно все спустились вниз без потерь и серьезных травм, не считая, конечно, ожогов от крапивы и неизбежных синяков. Снизу окружающие скалы имели еще более внушительный вид. Узким коридором нависали они над нашими головами, закрывая местами солнце. Высоко над головами, меж отвесных каменных стен перелетали стайки птиц, видимо живущих в расщелинах. Дальше нам предстояло идти вдоль ущелья вверх по течению реки. Тут наоборот сказалось преимущество резины: в сапогах можно было идти прямо по воде, не заморачиваясь выбором обхода, а вот в ботинках, дабы не замочить ног, приходилось карабкаться по крутому берегу, поднимаясь и опускаясь то шагом, то ползком, то по брошенным кем-то веревкам. Но вот стал слышен отдаленный гул, нарастающий по мере приближения. И наконец, за очередным поворотом мы увидели его! Вот он Черный Шаман!!! Наша цель и объект мечтаний! Как долго мы собирались и готовились сюда, сколько проехано и пройдено километров, потрачено денег, топлива, сил и нервов… И все-таки мы здесь, у его подножья! С отвесной каменной 40-метровой скалы, замыкающей ущелье, вниз с шумом и грохотом летит целая река! Падает в выбитую за века работы чашу и стремительным потоком уносится прочь. На это зрелище, наверно, можно было бы смотреть вечно… Даже на солидном отдалении от водопада, ощущается неутихающий свежий влажный ветер — огромные массы воды приводят в движение воздух в узком скальном простенке. Недалеко от водопада у подножья скалы лежит и тает солидная глыба льда (и это в начале июля-то!), выпавшая из одной из скальных ниш. Фотографируемся на фоне гиганта во всевозможных ракурсах. Уходить отсюда не хочется, но время не ждет — солнце уже скрывается за верхушками скал, начинает накрапывать дождик, превращая твердые и надежные камни под ногами в гладкий полированный каток, а ведь нас ждет еще подъем, не менее опасный и трудоемкий, чем предшествовавший спуск. Надо трогаться в путь. Подгоняемые погодой, быстро проделываем уже знакомый маршрут вниз по реке. Перед самым подъемом, как по мановению волшебной палочки, дождь прекращается — сама природа благоприятствует нам в этом путешествии. Осиливаем подъем и вот мы на знакомой тропинке, а еще через несколько минут уже походим к туристическому автобусу и верному ПыжЫку. Наскоро перекусив и выпив чаю, отправляемся в обратный путь — надо во что бы то ни стало добраться до дороги, пока не полил дождь, неизвестно как поведут себя в ливень, казавшиеся безобидными ручейки и речушки. В таких местах в непогоду можно застрять не на один день…

Как оказалось, спешили не зря. Как только под колесами ПыжЫка оказалась трасса Терней-Амгу, как из ведра хлынул дождь. Да и не просто дождь, а настоящая гроза с громом и молниями! Гроза в горах — зрелище непередаваемое. Небо то и дело вспыхивает вокруг машины, да так ярко, что освещает на несколько секунд все вокруг лучше самых мощных фар.
Если бы не проливной дождь и размытая дорога, все время державшая в напряжении, можно было бы залюбоваться этим разгулом стихии. Тут в свете фар на обочине дороги появилась пара оленей, по-видимому, олениха с детенышем. Животные посмотрели на машину, подпустили ее поближе и не спеша отошли в придорожные кусты. Там они простояли около минуты, и только когда машина остановилась возле них, сочли за лучшее скрыться в лесной чаще. Поистине девственный край! На освоенном и изрезанном шоссе юге края, такого, наверно, уже давно не увидишь…

Заночевать решили там же — на пляже Пластуна. Погода не располагала к поискам новых мест, да и сил дневной бросок отнял не мало. Наутро вновь зашли в привычную уже кафешку позавтракать и выпить чаю перед дорогой. К моему удивлению, на вешалке я обнаружил свою, забытую накануне, кепку, по которой, надо сказать, сильно скучал. За день никому даже не пришло в голову прикарманить чужое. Попробуйте оставить так что-то без присмотра в каком-нибудь городском заведении…

На обратном пути заехали в Каменку, сфотографировали красивый вид на море, недостроенный бревенчатый храм, послушали шелест прибоя и снова тронулись в путь.

Вскоре после выезда из Пластуна, стал слышен отчетливый визг скрипунов задних тормозных колодок. Не сладко им, видимо, пришлось на затяжных спусках с перевалов… Колодки были куплены в попутном Дальнегорске и тут же, в полевых условиях заменены.

В Кавалерово перед нами встал выбор: продолжать свое путешествие по побережью, через Ольгу до Чистоводного и Преображения, с тем, чтобы вернуться домой через Лазо, или же прямиком двигаться назад, через Арсеньев в Уссурийск. Решено было возвращаться, а Ольгу с ее красивостями оставить на следующий раз. Надо же будет куда-то хотеть и стремиться дальше. И, как потом оказалось, поступили мы так не зря…

Дальнейшая дорога прошла без особых приключений. Погода стала налаживаться, а за Сихотэ-Алинем вообще как будто кто-то перевел гигантский рубильник — тучи исчезли, и над нами засияло солнце. И вот, наконец, дом! Последние километры, Осиновка, Михайловка и родная табличка «Уссурийск». Все-таки мы победили! Немного грустно, что все закончилось, где-то не побывали, куда-то не заехали, ну да ничего, не в последний раз… Шаман, мы к тебе еще вернемся! Этот наш поход завершен, но будут другие, в новые невиданные еще нами места. Красот в нашем крае хватит еще не на одно путешествие, ходить не переходить…

За время пути на одометре нащелкало 1540 км, из бака убыло около 200 литров бензина. Ни одно животное, кроме комаров, да, может быть, пары-тройки неосторожных лягушек не пострадало. Весь экипаж вернулся в полном составе без травм и болезней, походная аптечка, тщательно подобранная и упакованная перед дорогой, так и осталась не вскрытой, техника не подвела. Можно считать, что Всевышний нам в это деле очень даже поблагоприятствовал.

P.S. На следующий день после возвращения, выходя с работы, я обратил внимание на как-то неестественно просевший задок Пыжа и какой-то нереальный развал на левом заднем колесе… Беглый осмотр и лужица ароматного трансмиссионного масла подтвердили опасения: переломился левый чулок заднего моста. Хроническая болезнь этих машин. Проблема не большая, когда ты в городе, возле дома. Минут 20 езды на аварийке (полуось, принявшая на себя всю нагрузку, с честью выдержала это испытание), потом пара вечеров неспешной возни с ключами и домкратами под пивко, и верный конь опять на ходу, подкованный новым ЛСДшным мостом. А случилось бы это в дороге, где-нибудь под Тернеем или у Ольги..? В очередной раз можно поблагодарить проведение, вернувшее нас так вовремя домой.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

 

Доска бесплатных объявлений на Блоге Отшельника

Еще записи из рубрики: Сухопутные маршруты

 
 

Комментарии к записи "Черный Шаман (Большой Амгинский водопад)"

Посмотреть последние комментарии
  1. thanks paylaşaım için :)

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Подписаться, не комментируя

1.03MB/0.00085 sec