В начале семидесятых годов 19-го века экспедиция, возглавляемая подполковником корпуса флотских штурманов В. М. Бабкиным, обследовала один из пяти крупных островов, относящийся к архипелагу, впервые обнаруженному в заливе Петра-Великого Японского моря английскими и французскими моряками в начале 50-х годов 19-го столетия. Этот архипелаг был назван ими, в честь жены императора Франции Наполеона III, архипелагом Императрицы Евгении. Остров Рейнеке, или игры разума
Когда-то этот остров назывался по-маньчжурски Сарбачоу-тун
Краеведы считают, что на нем в древние времена находились поселения чжурчжэней и маньчжуров, а позже была расположена база маньчжурских пиратов – хунхузов, что подтверждается старым названием одной из южных бухт — бухты Контрабандистов.
Остров удостоился внимания русских властей только в конце 19 века, когда ему было дано название Рейнеке в честь возглавлявшего в то время Гидрографический департамент Морского министерства вице-адмирала М. Ф. Рейнеке.
В 1885 году штабс-капитан корпуса флотских штурманов А. А. Мальцев с отрядом на канонерской лодке «Горностай» провел подробную Отдельную съемку Восточного океана, а в 1890 году остров был сдан в аренду владивостокскому купцу — французу Августу Менарду, организовавшему там строительство молочной фермы, питомника пятнистых оленей и добычу высококачественного природного гранита.
После Октябрьской революции хозяйство Менардов национализировали, но сын хозяина Георгий продолжал работать там и в советское время. Руководствуясь своим опытом и многолетними наблюдениями за оленями, он написал труд «Пантовое хозяйство», остающийся и в наше время замечательным классическим учебником по этой теме. В 1937-м Менарда арестовали как врага народа, олени же были истреблены военными, получившими половину острова для строительства полигона.
Строительство в 30-х годах 20-го века крупного рыбозавода в северной части острова, на котором работало около 3-х тысяч человек, сопровождалось появлением поселка с детским садом, школой, больницей, клубом. У берегов острова в огромном количестве ловилась камбала, сельдь иваси, крабы, трепанги, гребешки. Здесь добывали и водоросль анфельцию, служившую для приготовления агар-агара.
Когда окончилась Вторая мировая война, до 1950-го года на рыбзаводе и каменоломнях работали военнопленные японцы, которые могли рыбачить, собирать грибы, совершенно свободно передвигаясь по острову, так как убежать с него было практически невозможно.
Когда из-за варварских методов добычи к 1970-му году запасы морепродуктов у берегов Рейнеке истощились, рыбозавод закрылся, жители острова, ставшие безработными, перебрались на материк.
В южной части Рейнеке в 1950—1960-е годы военные построили огороженную колючей проволокой и предупредительными надписями базу, с которой осуществлялось слежение за морским и воздушным пространством залива Петра Великого (на самой высокой точке острова — горе Туманной, 146 м.), а также станцию наведения на мишени полигона Тихоокеанского флота. Сейчас о рыбозаводе напоминают оставшиеся развалины, а от военных — разрушенная база ТОФ, прозванная туристами «домиком Мумий Тролля», так именно здесь в 1987-89 гг. проходил срочную службу солист группы Илья Лагутенко.
На острове сейчас проживает всего два десятка человек
Он связан с материком регулярно приходящим катером. Недавно были завершены работы по ремонту морского причала. Электричество подается на 7 часов в сутки, в магазинчик завозятся продукты, алкоголь и свечи.
Зато абсолютно дикая и девственная природа привлекает сюда, особенно летом, туристов, восторгающихся красотой низменностей, удивительно прекрасных песчаных и каменистых бухт, красных и черных скал, ярко-желтых, покрытых рудбекией, или, по-местному, «тигровой ромашкой» лугов, зарослями рододендрона остроконечного, еще сохранившегося на скалистых склонах, и шиповника морщинистого на прибрежных скалах.
Не могут остаться равнодушными туристы-романтики при виде красных скал, моря, простирающегося до самого горизонта и корабля, выброшенного на скалы. Этот корабль был военным тральщиком, раньше носил название «Пересвет», а позже, когда на острове расположился гарнизон, стал мишенью для бомбардировок. Поражают воображение грот с причудливым названием « Морской кордебалет», ущелье Дом Дьявола, а также Каменные Столбы, находящиеся на юго-восточном берегу. В южной части острова расположен ботанический памятник «Приморский луг».
На Рейнеке можно встретить уникальную стелющуюся форму крушины даурской, тиса, целые стелющиеся леса из яблони маньчжурской, а также леса из липы амурской, ясеня носолистного, кленов, граба сердцелистного, монгольского дуба.
Очень своеобразно выглядят заросли а — тимьянники и полыни Гмелина. Особой красотой отличаются прибрежноморские луга, покрытые необыкновенно прекрасным белым маком.
А разнообразие пляжей доставляет удовольствие душе и телу. Что может быть приятнее, чем загорать на белоснежном, мягком и горячем песке? А любителям острых ощущений — на пляже, омывающемся бушующими волнами открытого моря под грохот прибоя.
Недавно ученые Приморья предложили создать Культурно-туристическоий центр — Музей истории и природы острова Рейнеке с целью охраны и восстановления его уникальной природы.
Фото: Роман Верещаков (РоманВер)
Путешествие автора по островам Приморского края.
Ну, всё уж так красочно описали! Прям захотелось самому там побывать… 😉
Вообще, есть на Земле такие места, о которых практически ничего неизвестно. Однако если вкопаться поглубже, то можно найти массу информации и интересных фактов об этом месте…
Я даже на родине своей, в России, давненько не бывал. Надо бы посетить родные места. 🙂
Срасибо за интересный рассказ.
» …хозяйство Менардов национализировали, но сын хозяина Георгий продолжал работать там и в советское время» — жаль, автор не проверил в архивах (если такие есть), как отразилась национализация на судьбе поголовья пятнистых оленей и удоях на молочной ферме…:) Видимо, не очень хорошо, коли несчастный Георгий Менард таки угодил в списки врагов народа. Молодец, что хоть свой труд успел написать. «Делай, что должен, и будь, что будет!» — это про таких, такими и сильны…