Пиратство в прибрежных водах

В детстве мы с замиранием сердца читали романы о приключениях пиратов в далеких чужеземных морях, часто сочувствуя им. Но в жизни это оказывается вовсе не так романтично. Кровь, грабеж, убийства, поломанные судьбы – вот что такое пиратство. А ведь это зло существовало не только у берегов Африки и Австралии, но и в конце 19-го ‑ начале 20-го веков в водах Приморья.

Хунхузы-пираты Приморского края

Речь идет о пиратстве в южных районах Уссурийского края и в прилегающих водах Японского моря — организованном китайском бандитизме или так называемом хунхузничестве. Объектом морского разбоя пиратов был частный китайский каботаж, для которого использовалось огромное количество китайских парусных судов — так называемых джонок.

Китайские и корейские парусные корабли обслуживали достаточно доходный промысел трепанга, называемого в Китае «морским корнем» или «морским женьшенем», и бурых водорослей рода ламинарий — морской капусты, которая, кроме целебных и косметических свойств, проявляет еще и качества сильного афродизиака. Кроме этого на китайских кораблях вывозилось золото, добытое на о. Аскольд и в Восточном Приморье, а с начала 1880-х годов — опиум, вырабатываемый к востоку от хребта Сихотэ-Алинь, который можно было вывозить в Китай тоже только морем. Понятно, что джонки, нагруженные высоколиквидным «легальным» товаром, а, кроме того, золотом и опиумом, не могли не стать лакомым кусочком для пиратов — хунхузов.
В то время суда российского ВМФ заходили в южно-уссурийские воды очень редко, в 70-х годах 19 века здесь несла службу только одна шхуна «Алеут», имеющая паровой двигатель и артиллерийское вооружение.

Остров Русский пристанище пиратов

Но после того, как шайкой разбойников, обосновавшихся на острове Русский недалеко от Владивостока, были совершены беспрецедентные нападения на шлюпки, занимавшиеся каботажем, сопровождавшиеся ограблением и убийством более десятка корейцев и китайцев, военным губернатором Приморской области генералом-майором И.Г.Барановым был издан приказ о снаряжении на остров военной экспедиции под началом подполковника Рябикова. Результатом операции стал захват полутора десятков разбойников, обосновавшихся на острове со всевозможным комфортом: жилыми землянками, опиекурильней, принадлежностями для азартных игр.
хунхузы
Операция на острове Русский, проведенная в 1881 г, стала серьезным ударом по пиратству. Но, после нападения на усадьбу уважаемого купца из Владивостока – американца Купера в 1882 г., в результате которого погибли его сыновья, компаньоны и приказчик, был угнан скот и разграблено имущество, власти задумались о необходимости введения регулярного патрулирования и в прибрежные воды края были направлены военные корабли Сибирской флотилии. В июне 1882 г. военной командой недалеко от острова Русский была задержана шайка из 11 пиратов, накануне ограбивших несколько торговых джонок и утопивших шестерых китайцев .
Остров Русский был удобен для пиратов тем, что с возвышенностей его западного побережья открывался хороший обзор вод Амурского залива, где пролегало два морских «пути», связывающих Владивосток и устье реки Суйфун ( р.Раздольной) с заливом Посьет, к тому же в этих местах береговая линия как нельзя лучше подходила для пиратских целей. Поэтому, даже несмотря на невиданные масштабы фортификационного строительства, развернутого на всей территории острова Русский, в начале 20-го века хунхузы все еще продолжали использовать его бухты для нападений на торговые джонки.
Казнь
В июле 1903 г. российской полицией была проведена операция против шайки хунхузов, обосновавшихся на южном побережье острова в бухте Холуай. В результате вооруженного сопротивления пиратов получил ранение командовавший рейдом известный дальневосточный писатель П.В. Шкуркин (1868-1943).

Предпринятые властями Приморской области меры привели к смене тактики уссурийских пиратов

Ранее избегая преследований судов в открытом море и предпочитая действовать наверняка на якорных стоянках и в узких местах, теперь они решили нападения на джонки сменить на обложение судовладельцев данью, взимавшейся с каждого паруса.
В 1906 году известной личностью в Уссурийском крае главарем «морских хунхузов» Мау-лу, сколотившим несколько шаек, бесчинствующих во Владивостоке и на реке Суйфун, взималось с большой шаланды 300 рублей, со средней – 200, а с малой джонки – 50 рублей. В 1906 г. Мау-лу был захвачен полицией на борту своей джонки у Адмиральской пристани , выслан в китайский порт Чифу, где благодаря деньгам быстро обрел свободу и через несколько недель вновь появился во Владивостоке.
В конце августа 1906 г. была проведена успешная операция против появившейся в Амурском заливе новой шайки «морских хунхузов».
Но прошел всего месяц – и мир услышал о самом нашумевшем «подвиге» уссурийских пиратов : ограблении направлявшегося в Шанхай немецкого грузо-пассажирского парохода «Эрна» прямо в коммерческой гавани Владивостока.
Сложность ситуации заключалась в том, что хунхузы имели на вооружении современное оружие русского и японского производства.
Засада
Беспредельная наглость разбойников заставила имперскую власть всерьез взяться за решение проблемы хунхузничества. В августе 1910 г. на особом совещании Государственного совета было решено сформировать отряд миноносцев с целью осуществления постоянного контроля за морским побережьем от залива Ольги до бухты для пресечения морского разбоя. Эти меры помогли обуздать деятельность «морских хунхузов» в предреволюционные годы.
Окончательное исчезновение пиратства в водах Приморья произошло уже в советское время благодаря исчезновению частного парусного каботажа.

 

Доска бесплатных объявлений на Блоге Отшельника

Еще записи из рубрики: Страницы истории

 
 

Комментарии к записи "Пиратство в прибрежных водах"

Посмотреть последние комментарии
  1. Мда… Уж кто-кто, а наши люди смогут прогнать со своих земель любого нахала, который посмеет посягнуть на собственность наших граждан.
    К этой истории хочется добавить, что некогда в Англии жил один человек, некий Френсис Дрейк. Так вот, он пиратствовал, то бишь грабил судна с папским золотом, предназначенным для итальянских церквей. Причём пиратствовал на официальных началах (служил капером при дворе её величества)…
    Пиратство — это всегда зло. Это паразит на теле человечества, и от него необходимо было избавиться. 🙂

  2. Когда в детстве читали «Одиссею капитана Блада» о похождениях морских пиратов, то казалось, что все это осталось в далеком прошлом. Но, как выясняется, пиратство бессмертно. Даже в наше время периодически в печати появляются сообщения о пиратских нападениях на суда и морском разбое.

  3. Да, честно говоря не думал что в 21 веке еще возможно столкнуться с такой проблемой… Так делать не можно, ведь в тех людей на которых они нападают точно так же есть семьи , дети, матеря… А они нападают и грабят!!! Наверное не плохие доходы имеют от награблених денег, но все зло потом обязательно вернется

  4. Да сейчас разве новости никто не слушает, у берегов Сомали чуть ли не каждый день суда захватывают. Причем не какие нибудь а даже с хорошей защитой. Даже российские суда уже не раз захватывали, так что как пиратство было, так оно никуда и не делось, только вооружены сейчас пираты не саблями, а новейшим вооружением, и сделать с ними ничего не могут, хотя вроде бы все проходящие мимо суды в курсе об этой опасности.

    • Опять 25, при чем здесь новости и Сомали? Статья об истории Приморья, не надо смешивать все в одну кучу. Если по теме нечего сказать, лучше пройдите мимо.

      • Да ладно вам. Лично я понял, к чему вы клоните, о чём данная статья.
        Ведь браконьерство — это ведь и есть то самое пиратство. Беда заключается в том, что несмотря на не кровопролитные войны, у людей тоже ломаются судьбы, ведь у них отбирают их хлеб — заработок на рыбалке. Мыслимое ли дело — ловить рыбу сетями, невзирая на нерест и малое количество рыбы в водоеме? Это хорошо только для оптовиков, которым нужно тупо закупить желаемый товар, и всё. А между тем страдает и морская фауна, и простые люди тоже страдают. Только мало кто об этом задумывается… 🙁

  5. Как раньше , в далекие времена была проблема грабежей на дорогах, так почти одновременно появилась проблема грабежей на бескрайних водных пространствах. Но не обизательно что всё грабители были отчаянными головорезами , были и такие что ставали на столь скользкий путь изза безвыходности тяжелых голодных серых будней. Ради выживания и выживания своих семей многие решались на незаконное действо, хотя были и такие что просто любили данное грязное дело.
    И когда на одном корабле собирается не один десяток таких моральных уродов , то лучше им в руки не попадаться , пощады никакой не будет , так как В данной обществе ни каких моральных человеческих норм не существует.

  6. Да вообще любое действие, связанное с приватизацией, с воровством, наглым захватом, вполне можно считать пиратством. Пиратство никогда не приносило пользу, оно было только во вред. Пользу приносило лишь тому, кто этим занимается. Вот потому-то одни богатеют, паразитируя засчёт других людей. Пиратством, грабежами не стоит заниматься, ибо это великий грех. Это только на экране они такие отважные, а на деле они нападают всей своей ватагой и именно в тот момент, когда ты ни о чём не подозреваешь. А массовый вылов рыбы — это ещё попробуй их поймать на горячем… 🙁

  7. С интересом прочитал статью про пиратов хунхузов, долго Россия наводила порядки в своих дальних губерниях. Во временна СССР с этим покончили наверное быстро, в наше время пиратство приобрело экономический характер, давно ли всяк кому не лень ловил рыбу в наших территориальных водах, да и сейчас наверное продолжают. А так да наши (мои) представления о пиратах сформированы книгами, фильмами в формате Острова Сокровищ.

  8. Весьма интересно. Сам увлекаюсь историей, правда больше русско-японской войны. Странно, что до сих пор не встречал у авторов (как советских классиков, так и у современных) упоминания о нападении на «Эрну». Да и в период той же самой русской-японской войны в гавани Владивостока стояло, по моему, 4 наших корабля (не считая миноносок). Правда, судя по всему, нападение на «Эрну» произошло после того, как корабли ушли оттуда. Хотелось бы поинтересоваться у автора сайта: уважаемый Отшельник, где вы берете такую интересную информацию и не могли бы посоветовать несколько авторов, которые писали об этой теме. А еще люблю про Камчатку.

  9. Занимательные данные истории края. Свою историю нужно знать. Хоть она и относится к дореволюционной эпохе, но изложенные факты свидетельствуют о существенной военной деятельности в упоминаемых районах нашего края. Спасибо автору сайта за интересные исторические данные.

  10. Вот и хорошо, что этих разбойников и пиратов прогнали. Нечего нападать на Русскую землю и топтать её без приглашения. Если честно, то я не знал об этом-теперь увеличил свои знания.

  11. Сколько людей в разные времена пострадало от рук пиратов не счесть.Но суть не в том.Даже сейчас они есть и процветают но в других регионах.Конечно слава богу не в нас.
    Но как не крути что обычно заставляло людей становиться на этот путь,бедность или жажда приключений.У каждого по разному.И не так красиво как в фильмах и книгах.
    А вот история всегда должна быть на первом месте.Ведь нужно посмотреть на предков и их ошибки и потом чтобы не повторять их путь двигаться вперёд.
    Надеюсь кто любит историю благодаря автору узнал много нового из истории.Мне например всегда нравилось узнавать новые факты из истории.
    И большая надежда что пиратов в будущем у нас не будет.

  12. Сам факт возникновения пиратства в каком либо регионе говорит о низком уровне жизни в данной местности. Довольно таки интересные исторические факты, о таком не пишут в учебниках.

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.


Subscribe without commenting