Старообрядчество в Приморье

Начало 20-го века

СтароверыНа российском побережье Японского моря складывается сложная, чрезвычайно напряженная ситуация. Все дело в том, что находящиеся к северу от залива Святой Ольги богатые лесами и рыбой прибрежные территории, совершенно не заселены и не освоены. Главная причина – отсутствие дорог и редкая, ненадежная морская связь. Когда в этих местах появились привлеченные природными богатствами Дальневосточного края японские промышленники-концессионеры, вывозившие в огромных количествах лес, вылавливающие рыбу, в том числе и хищническими методами, Главному управлению, занимавшемуся землеустройством и земледелием Приморской области, стало ясно, что нужно принимать срочные меры.

И тут правительство вспомнило о старообрядцах, которые в результате несогласия с официально принятой духовной линией после никонианской церковной реформы, были фактически вычеркнуты из государственной жизни, постоянно подвергаясь со стороны властей притеснениям и преследованиям, что заставляло их уходить все дальше и дальше от центров цивилизации. Чиновники, отдавая им должное, прекрасно понимали, что ярко выраженный русский дух староверов служит гарантией того, что они не поддадутся чужому иностранному влиянию и ассимиляции. Кроме того, трудолюбие и неприхотливость в быту делали староверов практически единственными подходящими кандидатами на заселение этих мест.

Правительство предоставило переселенцам в Дальневосточный регион льготы, выделило по 200 руб пособия, местные власти лояльно отнеслись к их религиозным верованиям. Богатые края выглядели очень привлекательно – за сравнительно короткое время туда перебрались более 20 тысяч человек. Это были большие семейные кланы, жители целых сел, единоверцы — старообрядцы с Урала и Алтая, Сибири и Поволжья.
Старообрадчество
Сначала каждая группа старалась поселиться обособленно, но постепенно все перемешалось, так как управление, занимающееся переселенцами, старалось подселить к приспособленным к жизни в тайге старообрядцам новоприбывших из Украины и других степных районов.

Староверы занимались земледелием, соболеванием и рыболовством

Вначале землю раскорчевывали, кто сколько мог. Позже стали выделяться наделы по количеству мужских душ. В среднем, семья в 5-8 человек обрабатывала до 10 десятин пахотной земли, на которой сеялась пшеница, рожь, овес, просо, чумиза, используемая для изготовления крупы и муки. Зелёную массу чумизы, сено и силос скармливали крупному рогатому скоту и овцам, зерно — всем сельскохозяйственным животным. Все семьи имели двух-трех лошадей, двух-трех коров и овец. Практически в каждом селе была своя мельница. Каждый второй двор имел сельхозорудия. В огородах каждая семья выращивала тыкву, картофель, морковь, репу, фасоль, а также арбузы и дыни.

Немалый доход приносили старообрядцам пчеловодство и охота. Каждая семья была владелицей ульев и продавала мед. Охотники – староверы, переняв навыки у местных жителей, добывали соболей и белок.
старовер
Японские владельцы существовавших в начале 20-х гг. на северном побережье Приморья многочисленных лесных и рыбных концессий, старались иметь дело только со староверами, справедливо оценивая их трудолюбие и порядочность.
Через короткое время, благодаря своему трудолюбию старообрядцы стали более зажиточными, чем казаки. Старообрядческие общины отличались трудовой солидарностью, сплоченностью, независимостью. Из поколения к поколению в них передавался опыт, обычаи, традиции. Вновь прибывающим семьям обеспечивалась поддержка общины: бесплатно выделялась на обзаведение корова, лошадь, дом, что давало возможность семье за пару лет встать на ноги.

Установление Советской власти стало началом разрушения старообрядческой цивилизации в Приморье

После обложения в 1930 году единым 60%-ным сельхозналогом всех крестьянских хозяйств, среди старообрядцев в верховьях реки Бикин начались волнения. Расценив их как антигосударственные выступления, власти провели жестокую карательную кампанию, арестовав более полутысячи человек, часть из которых была расстреляна. Репрессии длились перманентно и к концу 30-х годов от мужского населения старообрядческих сел практически ничего не осталось.
Староверы
В 1939 г. семьи многих старообрядцев, считающихся социально опасными элементами, выселялись за пределы пограничного Дальневосточного края, а немногим, выжившим в лагерях, было запрещено возвращаться в Приморье. Такое отношение властей послужило причиной массового исхода старообрядцев за границу, в Китай. В 1953 году специальный отряд НКВД уничтожил последний крупный скит староверов в глухой тайге Сибири на реке Дубчес. Сотни людей были приговорены к тюремному заключению и погибли в лагерях.
О крестьянской старообрядческой цивилизации на северном побережье Приморья напоминают сохранившиеся названия некоторых рек, урочищ – когда-то существовавших хуторов, сел и остатки кладбищ.

 

Доска бесплатных объявлений на Блоге Отшельника

Еще записи из рубрики: Страницы истории

 
 

Комментарии к записи "Старообрядчество в Приморье"

Посмотреть последние комментарии
  1. В статье очень хорошо описана любовь русского народа к жизни и труду, несмотря на гонения и переселения их же в отдаленные дикие места.
    Старообрядцы- это прототип простого русского мужика , которого куда бы не послали он всё равно найдет что и где выращивать
    и как сбогатиться. Эти люди настолько хорошо жили в гармонии с природой что выживание в экстремальных условиях
    для них обычное рутинное дело. Жаль что с такими трудолюбивыми общинами повелись так не разумно и жестоко .

    • Как по мне, так вообще любая культура имеет право на жизнь. У любого человека есть право на жизнь, и никто не должен посягать на его святое право.
      Я тоже считаю, что со староверами обошлись слишком строго. И это мне напоминает теперешние гонения в селах на частные хозяйства, на фермы, на колхозы. Землю либо приватизируют, либо продают, хотя по бумагам она должна принадлежать колхозникам, и никому не должна передаваться и перепродаваться без их согласия. Людей буквально оббирают до нитки и при этом смеются им в лицо. Вот что обидно… 🙁

    • Не знаю, чего власть имущие люди добиваются, но точно знаю одно — то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Так и происходит с теми, чьи права и по сей день не признают и всячески ими пренебрегают. А старообрядцы, они что?.. Их на вулкане заставь жить — будут жить! Да так жить, что другие обзавидуются. Как говорится, кто довольствуется малым, тот достоин большего. 😉
      P. S.: Кстати, старообрядчество в заголовке неправильно написано. Не мешало бы автору статьи исправить эту небольшую ошибочку… 🙂

  2. я сам с Житомира и о старообрядцах знаю не по на слышке:их в нашем городе много,есть их церковь на улице Каракульной.Я сам о многими из них знаком был- с виду люди обычные,но есть ,конечно,отличния..я не беру вопросы веры,а организованость…..община у них действительно сильная,детей они воспитывают к труду с самого детсва,среди них наркоманов,алкоголиков нету

  3. Староверы встречаются во многих странах, они все конечно придерживаются своей веры, но про всех которых приходилось читать пишут что очень трудолюбивы и очень правильно воспитывают своих детей! Ну, а в 30 годы досталось всей стране просто на фоне основной массы староверов меньше и на них это заметно отразилось.

  4. Уже после прочтения первого абзаца статьи мне захотелось туда уехать. В такую благодатную глубинку, куда даже дорог нет.
    К богатым лесами и рыбой прибрежным территориям, совершенно не заселенным и не освоенным.

  5. Заметка получилась какой-то вырванной из контекста. Автору стоит упомянуть хотя бы, что староверы сюда заселялись и по причине им указанной и в рамках большого «антизападного» почти переселения. они шли подальше от царской власти, на восток с самого раскола (а вернее с того момента, как спустя 20 лет после раскола их вдруг стали особенно активно отправлять воевать), освоили сначала Сибирь. потом достигли и Дальнего Востока. Основа их культуры — обособленное существование, тут они его нашли в невиданном раньше объеме.
    Кстати, сейчас наблюдается та же тенденция, только теперь староверы возвращаются на север Приморья уже из Латинской Америки. Зов крови…

  6. В общем, всё как всегда: били своих, чтобы чужие боялись… А в результате к началу 60-х разрушенное в конец сельское хозяйство и огромная масса русских людей на далёких чужих землях своим трудом способствует их подъёму и процветанию…
    Правда, не все старообрядцы оказались выдавлены из исторического центра империи — мой родной город Городец, что в Нижегородской области, вплоть до второй половины 19 века оставался одним из центров старообрядчества. И по области, особенно по северу, отголосков его ещё хватает.

  7. Интересная статья, Старообрядческие общины отличались трудовой солидарностью, сплоченностью, независимостью. зачем было их отселять так и не понимаю, но я думаю все что ни происходит — к лучшему,
    возможно в этом была острая необходимость, ведь сейчас мы можем только говорить о событиях тех времен, а как было на самом деле, никто не знает.

  8. Старообрядцев ни от кого не отселяли, они сами стараются уйти от цивилизации, так как. считают ее царством сатаны. А политика сталинских времен-всех инакомыслящих в ГУЛАГ коснулась и представителей официальной религии. Что уж говорить об старообрядцах, которые всячески не принимали советскую власть и жили по своим законам. Их использовали, как впрочем, комуняги используют всех, а потом истребили как уже не нужных.

  9. Очень интересный и познавательный пост.История всегда интересна,интересна событиями и фактами,которые мысленно возвращают в то время.Лично я об этом ничего не знала.А теперь прочтя ваш пост,знаю об освоении Приморского края староверцами.Да другая вера,но люди есть люди,они жили,работали и творили историю,свою и того края ,где жили.

  10. Такие факты, безусловно, не должны оставаться только на страницах энциклопедий. Люди, живущие даже через 200 лет, должны знать об особенностях старообрядцев. Но почему-то я не нашла упоминания о староверах в наши дни, а они есть до сих пор. По крайней мере в Пермском крае проживают во многих деревнях и особенностью их пищи является то, что они не употребляют в пищу зайца. Мне объяснили, что у него лапы с двумя пальцами, вроде бы из-за этого.

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.


Subscribe without commenting