Две спасательные операции за три дня

…и даже случай создан Богом…

Я вышел на небольшом паруснике из гавани

Однажды летом в день ВМФ, отмечаемый во Владивостоке с размахом, я вышел на небольшом паруснике из гавани, расположенной в районе Моргородка, намереваясь совершить плавание в бухту Миноносок, что в заливе Славянка. В этот день на акватории Амурского залива проходит ежегодный морской парад. Ракетные катера отрабатывают маневры, месят воды залива, стреляют. Пройти на юг невозможно, до окончания игрищ – рейд закрыт. Раз нельзя идти на юг, надо идти на север. Пока что можно пройти к острову Скребцова, всем известного как Коврижка, а ближе к вечеру рейд откроют, тогда можно будет перейти к мысу Песчаному, переночевать там и – далее по плану. Dictum factum — сказано-сделано. Подгоняемая попутным ветром, лодка резво побежала в сторону Седанки.

на небольшом паруснике

Солнце припекает, море искрится, настроение хорошее. Я находился на борту «Фиджи» — яхточки, переоборудованной из рабочей шлюпки водоизмещением в 1 тонну, с гафельным вооружением. В качестве вспомогательного двигателя служил надежный и неприхотливый Л-6, способный, как я уже говорил, кушать не только бензин, но не брезговавший даже керосином. Надо сказать, что несколько предыдущих навигаций я обходился вовсе без двигателя, что не добавляло комфорта, конечно. Установив же, как говорили в старину моряки-парусники, «адскую пыхтелку», я почувствовал себя не в такой полной зависимости от капризов ветра. Я и не предполагал, какую важную роль сыграет этот моторчик в ближайшие 3-4 дня.

К полудню ветер усилился

С берега доносилось благоухание цветущей липы, торопиться было некуда, и я решил остановиться в крохотной бухточке к северу от мыса Красного, в районе Чайки, чтобы перекусить. Убрал паруса, отдал якорь в 0,5кбт от берега. Лодка повернулась носом на юго-восток. Слева я вижу узкий пляж, за ним полотно железной дороги на невысокой насыпи, дальше густой лиственный лес, по правому борту – сверкающее на солнце расплавленное золото. Стоянка неспокойная. Мыс Красный не слишком надежное прикрытие. Лодку сильно валяет.

К полудню ветер усилился

Пообедав, я поставил штормовой стаксель, взял на гроте один риф и направился к мысу Песчаному. Минут через пятнадцать я заметил справа по борту лодку с людьми. До нее было метров 700. На волнении и среди солнечных бликов лодку плохо было видно. Поворот на 90 градусов вправо. Быстро приближаюсь к ней. Это оказался « прогресс», в котором находилось 6 человек – четверо парней лет 14-15 и две девчонки. У них заглох мотор. Парни по двое на весло безуспешно пытаются выгрести против ветра и волнения. Весла работают вразнобой, лодка не продвигается вперед, но им, хотя бы, удается держать носом на волну. При этом крутая волна, разбиваясь о форштевень, дает много брызг. Все вымокли и замерзли. Оказывается, они давно кричат и подают мне знаки, но я их до сих пор не видел. Лодку медленно и неуклонно тащило на обрывистый южный берег Коврижки. До скал оставалось не более 500 метров, а там, накат перемесит и лодку и детей.

shtorm1

Быстро убираю паруса, запускаю двигатель и подхожу к «прогрессу» почти вплотную. Подал буксирный конец (ни якоря, ни буксира у ребят не нашлось). Начал буксировку к берегу, ребятки приободрились, повеселели. В 70-80 метрах от берега отдали буксир и без проблем догребли и высадились на пляж. Приключение для них закончилось удачно. Родители, скорей всего, ничего не узнают.

Ну, а я снова поднял паруса и взял курс на мыс Песчаный

Уже через два часа я стоял на якоре, наслаждаясь тишиной. На следующий день с утра дул слабый южный ветер. После завтрака, не спеша собрался, и вышел на Славянку. На подходе к мысу Перевозному ветер резко усилился. Гафельное вооружение не так эффективно при лавировке, как бермудское, да и фальшкиль на моей лодке имел малое удлинение, из-за чего дрейф был значительный.

Лодку начало прижимать к берегу. Налетел туман. Видимость резко ухудшилась. Впереди едва угадывается полуостров Ломоносова. Нельзя забывать, что западное побережье Амурского залива очень отмелое. В 150 -170метрах от берега глубины не превышают 1,5м. А вдоль полуострова Ломоносова на таком же расстоянии разбросано множество огромных валунов, едва покрытых водой.

shtorm2

Мыс Турек. Юго-восточное побережье полуострова Ломоносова.

Снова выручил мотор. Пройдя полуостров Ломоносова и, обогнув мыс Турек, вошли в бухту Сидеми. Вечереет. Прошел в южную часть бухты и отдал якорь в 1кбт к западу от м. Бринера, недалеко от протоки, ведущей в лагуну Лебяжью. Глубина под килем 2метра. На мысу полно туристов. Свист, крики, выстрелы – народ развлекается, как может. Поздно вечером упал туман. Волны нескончаемой чередой накатывают на пляж. В нескольких сотнях метров к западу слышен мощный рокот прибоя, но якорное место надежно прикрыто от южного ветра. Засыпаю, как в люльке, под песню волн.

Утро следующего дня было суматошным

Около 6 часов вдруг засвистело в снастях. Шквалистый северный ветер, редкий для этого времени, сделал дальнейшую стоянку опасной. Кое-как одевшись, выскакиваю на палубу. Моментально развилось волнение. Лодка клюет носом. Мешкать нельзя ни секунды. Запускаю двигатель, выбираю якорь. Выхожу в среднюю часть бухты. Брызги градом летят в кокпит. За несколько минут промок, но радуюсь, что удалось выскочить из ловушки. Минут через 20 заглушив мотор, поднимаю стаксель. Разворот на 180 градусов. Ветер подхватил легкое суденышко, и мы плавно понеслись в Славянский залив. Все мгновенно преобразилось. На курсе фордевинд ветер кажется не таким сильным. Брызг нет, обгоняющие волны с шипением проносятся мимо. Надо только стараться не давать яхте зарыскивать. Прошли о. Кроличий, б. Табунную, подходим к проливу Стенина, он разделяет острова Сидорова и Герасимова, на входе в Славянский залив, ширина пролива 2кбт. Глубины на фарватере 3,8-6,6м.

Пролив Стенина

Пролив Стенина. Слева о. Герасимова, справа о. Сидорова

В Славянском заливе под прикрытием островов характер морской поверхности изменился. Море стало гладким. Зеленые холмы полуострова Янковского оттеняют синеву моря, белые облака плывут по небу, ветер гоняет рябь по воде. Вижу, как с севера быстро приближается яхта, идущая под одним стакселем. Как позже выяснилось, это была «Славянка» (типа Л-6). Но почему рулевой правит не в пролив Стенина, а целит в мелководный проход между материком и о. Сидорова? Глубина в этом проходе менее 2-х метров, к тому же, он загроможден надводными и подводными камнями. Осадка «шестерки» 1,8м. Сейчас будет катастрофа! Через несколько минут яхта с хода в 6 узлов со скрежетом села на камни. Экипаж забегал по палубе. Увидав мой парус, они зажгли красный фальшфейер, взывая о помощи.

Отдаю эренсбакштаг, затем бегу к мачте, выдергиваю нагеля из кофельнагельной планки, растравливая гафельгардель и дирикфал, одновременно отдаю гикатопенанты. Укладываю гик и гафель на крышу рубки, зафиксировав их штертом к ручному лееру. Запускаю двигатель. На все ушло не более 3-х минут.
При осадке вдвое меньшей, чем у «шестерки», смело подхожу к «Славянке». На борту двое мужчин средних лет, четыре женщины и двое мальчишек лет по восемь.

Существует несколько способов снятия яхты с мели

В зависимости от направления и силы ветра, волнения, характера грунта, водоизмещения, численности экипажа и т.п. Двигателя на яхте не было. В данной ситуации, возможно, единственно верным способом было – завести на ветер два якоря, положенных «гуськом», и с помощью шкотовых лебедок попытаться сдернуть яхту на чистую воду. Мы завели два якоря (один из них мой) на канате длиной метров 70. Грунт держал хорошо. Прежде всего, удалось развернуть яхту носом на ветер и, следовательно, в сторону глубокой воды. Волны приподнимали и били яхту фальшкилем о каменистое дно. Каждый удар болью отзывался в душах яхтсменов. Не смотря на то, что старались делать все быстро, мы провозились минут 30 прежде, чем добились первых положительных результатов. Благодаря нашим усилиям, яхта буквально сантиметр за сантиметром начала сползать с мели, процесс пошел…

Между тем, женщины и дети побросав в воду надувные матрасы, плавали вокруг яхты, облегчив, таким образом, лодку. Незаметно ветер начал сносить их в сторону открытой части залива.

Ситуация развивалась быстро

Через некоторое время они уже не в состоянии были выгрести к яхте. Мальчишкам повезло – они сумели прибиться к острову Сидорова. Сидя на камнях, они с тревогой наблюдали как их мамаши, плавая на надувастиках, пытаются ладошками выгрести против ветра, но, не смотря на усилия, их относит все дальше. Между прочим, до поселка Нерпа на противоположном берегу Славянского залива около пяти миль. Вовремя заметив, что ситуация опасно развивается, я предоставил незадачливым яхтсменам продолжить спасать судно, сам же отправился на выручку другой части экипажа.

Беспомощных «матрасоплавателей» веером разбросало по акватории. Их разделяли уже сотни метров. Направил свою лодку к той, которую сдрейфовало дальше всех. До нее было метров 700. Женщина испугалась, замерзла и устала. C большим трудом втащил ее в кокпит. В четыре руки собрали остальных. На обратном пути подобрали и пацанов. Передал людей на яхту, которая как раз снялась с камней. Экипаж воссоединился, и плавание продолжилось.

Забрав свой якорь, и я перевел дух. Навалилось чувство усталости, опустошенности, во рту пересохло. На все про все ушло, может быть, около часа.
Позже, на вопрос: зачем его понесло на мель, когда рядом безопасный пролив, шкипер невнятно сослался на то, что когда-то удачно «проскакивал» здесь.
Вот так летом далекого 1990 г. Я дважды в течение трех суток оказался в нужное время в нужном месте. Получается, что я совсем не случайно вышел из гавани на Славянку, а пошел на север – к Коврижке, где яхтсмену делать, в общем-то, нечего.

P.S. : Не раз еще приходилось помогать людям, попавшим в трудную ситуацию на море.

Такие ситуации возникают иногда из-за непреодолимой силы, иногда, из-за самонадеянности, а порой из-за глупости человеческой. По странному совпадению, в день ВМФ в конце июля 2012г. я направлялся в бухту Воевода. Весь день дул очень свежий юго-восток — не меньше 27уз. До пролива Находка, разделяющего мыс Таран и камень Матвеева, я шел под штормовым стакселем. Из пролива же, как в трубу, дуло особенно сильно и — точно в лоб. Убираю парус, готовлюсь запустить двигатель, и тут услышал голос как будто со стороны камня Матвеева.

Было около 19часов, довольно прохладно. Осмотревшись, я увидел в 150-200м от камня Матвеева две головы. Не мешкая, подошел к ним. Двое парней лет по 20 плывут в сторону мыса Таран на острове Русский. Оказалось: они из лихости и удали решили из крохотной бухточки, где стоят их палатки и остались подружки, сплавать к камню Матвеева, благо до него каких-то 600-700 метров. Но недооценили силу ветра и на обратном пути против ветра и волны начали выбиваться из сил. Я помог им взобраться в кокпит и доставил на берег, чем заслужил благодарные улыбки девушек. Ребятам повезло.

Непосредственной угрозы жизни, может быть, и не было, но им бы пришлось вернуться на голую скалу и провести ночь в мокрых плавках на обдуваемом всеми ветрами клочке земли.
Годом ранее в разгар лета, на траверзе того же камня Матвеева Алена — моя спутница обратила внимание, что, примерно, в миле от берега экипаж надувной лодки подает знаки, видимо, нуждаясь в помощи. На лодке отказал мотор, и они идут на веслах от самого о. Рикорда. Был разгар дня, погода стояла хорошая, моторки и катера сновали во всех направлениях. Но никто не обращал внимания на людей, подававших сигналы о помощи. Под парусом отбуксировали их до ковша Токаревской кошки, со скоростью 2,5 узла. Похоже, традиции морского братства постепенно приходят в ветхость. Надеюсь, что ошибаюсь.

А бывает и такое. Мой сын рассказал , как в сентябре 2011 года возвращаясь с приятелем на яхте из Посьета, они решили заглянуть в б.Теляковского. В миле от берега они увидели три плывущие по спокойному морю головы. Это были папа, мама и их отпрыск лет тринадцати. Оказалось: семейка на гидроцикле выбралась из бухты Троицы. Они обогнули мыс Гамова и на входе в бухту Теляковского захотели на ходу сменить водителя. В результате все трое оказались в воде, а скутер «уехал» к мысу Теляковского. Подобрав скутеристов, нашли и скутер. Он уперся в берег и урчал, вырабатывая горючку. Хорошо, что хорошо кончается.

Размещено с разрешения и по просьбе автора

Автор фото и материала: Александр Корецкий

Еmail: [email protected]

Начало в статье: Приключения в заливе Петра Великого

Продолжение в статье: Шлюпочный поход в бухту Сидеми

 

 

Доска бесплатных объявлений на Блоге Отшельника

Еще записи из рубрики: Морские маршруты

 
 

Комментарии к записи "Две спасательные операции за три дня"

Посмотреть последние комментарии
  1. Прочитала с интересом. Как будто в море побывала, так красноречиво описана природа и погодные явления. Молодец автор, настоящий спасатель по призванию. И, действительно, по глупости или самонадеянности большинство людей попадает в беду, как те яхтсмены, что на мель сели. Или скутеристы надо же додуматься, на ходу водителя менять.

  2. Насколько все красиво и красочно описано. Всегда хотел путешествовать, однако не сложилось. Будем ждать новых постов!

  3. Уважение автору. Вот так и надо праздновать день ВМФ. В нашем городе, часто праздник представляет собой просто огромное количество выпитого. Да и моряки, которые его празднует, наверное, со службы моря и не видели. Красивая история с красивым описанием. Повезло подросткам, что рядом оказался бывалый морской волк, да и женщинам на яхте со шкипером по имени «Проскочу» тоже повезло. А ведь рядом может не оказаться такого человека.

  4. Cпасибо тем, кто прочитал заметки и оставил отзыв. Я долго сомневался, наверное, целый год :надо ли вообще это публиковать, но друзья убедили.

  5. Эмоции и чувства просто переполняют после таких страшных историй. Правду говорят, что с морем лучше не шутить… Но в любом случае хорошо то, что хорошо заканчивается, люди спасены, и в этом счастье!!!

  6. Да, вы правы, в море — все всерьез! Вспоминается как много лет назад, возвращаясь из похода в Посьет, (я и двое сыновей) ночью попали в шквал и вынуждены были дрейфовать всю ночь обратно к мысу Льва. Какая-то особо высокая волна в сочетании с порывом ветра резко накренили яхту и меня, как ребенка из ванны, выбросило за борт. Меня спасло то,что в тот момент я приводил в порядок снасти, сваленные в кокпите (кокпит — место, где располагается экипаж). Я инстинктивно вцепился в шкот и через 5сек взобрался обратно. Во время шторма экипаж должен пользоваться страховочной «сбруей»!

  7. Вот так люди и пропадают без вести, из за жажды поиска приключений и безответственного отношения к опасным увлечениям. Интересно, а сколько еще горе мореплавателей так никто и не спас и что с ними стало? В общем без соответствующей экипировки и подготовки лучше в такие путешествия не отправляться.

  8. Наверное, вы правы. Но есть и другая сторона медали. Погибают не только горе мореплаватели. Правда, причина всегда в прнебрежении техникой безопасности. Вемирно изестный яхтсмен Эрик Табарли, соершивший несколько кругосветных рейсов и полтора десятка трансокенских гонок, погиб, оступившись с борта катамарана с кадетами (начинающими яхтсменами), которые не сумели вовремя совершить маневр «Человек за бортом». Пока они все же сумели подобрать его, Табарли погиб от переохлаждения. Происшествие случилось в водах Атлантики у берегов южной Англии, в спокойную погоду. Надевать страховочную сбрую вроде как не было необходимости…

  9. «Правду говорят, что с морем лучше не шутить…»
    Правду говорят, что с огнем лучше не шутить…
    Правду говорят, что с авто лучше не шутить…
    Правду говорят, что с ножиком лучше не шутить…
    Шутить вообще можно только с хорошими знакомыми (будь то огонь, море, ножик или дорога). А от незнакомого можно и в бубен получить.

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.


Subscribe without commenting