Путятинские холода, или остров трёхколёсных мотоциклов
Продолжение робинзонады, начатой в предыдущих темах: Часть 1. Восточное побережье края
Когда я начал описывать свои походы по островам, оказалось вдруг, что мне совершенно не о чем сказать во второй части. Можно было насочинять чего-нибудь об острове Лисьем, что под Находкой. Но дело осложнялось тем, что на него не ступала моя нога, хотя попытка была. Просто запоздал я немного. В последних числах октября в Японском море разыгрался сильнейший шторм. Два российских корабля тогда потерпели крушение, были погибшие. После прохождения циклона резко похолодало. Последние остатки тёплого слоя воды согнало сильными отжимными ветрами. Взамен него с глубины поднялась прямо-таки ледяная вода. Я пока не знал этого, ехал на электричке из Владивостока в Находку и разглядывал заснеженные вершины сопок, проглядывающие в разрывах облаков. Надеялся, что появится солнце и нагреет хотя бы воздух.
Но солнце не появилось. Оставалась надежда, что вода ещё не слишком остыла. Но эта надежда мгновенно растаяла под ледяными струйками, проникшими под капюшон гидрокостюма. И хотя пролив был менее километра, я отказался от своей затеи и вернулся на берег. Утешало только то, что я ещё не разучился быть благоразумным. Ещё не известно было, во что бы вылился этот заплыв. С морем шутки плохи. На этом закончился мой купальный сезон в том году.
На этот раз я отправился на о. Путятина
В следующем году он начался в этом же районе, в восточной части зал. Петра Великого. На этот раз я отправился на о. Путятина. Опять были майские праздники, опять четыре выходных. И, странное дело, опять настала жутко холодная погода. Не везло мне со второй частью «путеводителя»! Но делать нечего, я уже выходил из 506-го автобуса в г. Фокино, известном под названием «Техас» или «Тихас», сокращённое от п. Тихоокеанский, как он раньше назывался. Там я пересел в местный автобус, следующий в п. Темп. Временами, сквозь пелену дождя пролетали хлопья мокрого снега. Народу в автобусе было много, и стёкла быстро запотели. В Темпе я не был 9 лет, а где находится переправа на Путятин я вообще не знал. Но местные жители все доходчиво объяснили. От конечной остановки автобуса это недалеко, нужно лишь спуститься к морю по главной улице посёлка.
У пирса, в сторожке, спрятались от дождя немногочисленные пассажиры. Среди них царило уныние: переправу могли закрыть ввиду штормовой погоды. Ветер нёс горизонтальные струи дождя, гудел в проводах и хлопал целлофаном на окнах. Но волны в заливе Стрелок были небольшими, — остров загораживает акваторию залива от открытого моря.
Плашкоут всё же пришёл, и рейс состоялся в указанное расписанием время. Плашкоут был новым, на переправе он работал всего второй год. Рейсы осуществляются 5 раз в сутки, круглогодично, без праздников и выходных. В летнее время, с увеличением пассажиропотока, могут организовываться дополнительные рейсы. Зимой пролив не покрывается прочным льдом, но со слов местных жителей, в отдельные годы, лёд позволяет ходить на остров пешком в течение одного месяца, февраля. Расстояние между пирсом п. Дунай и пирсом п. Путятин составляет около 3,5 километров и переправа не занимает много времени.
Главный посёлок острова – п. Путятин очень похож на п. Попов, что на о. Попова. Тот же частный сектор с огородами, те же несколько кирпичных двухэтажных коммуналок, школа, медпункт, и конечно, главное предприятие острова – рыбозавод. Улицы посёлка – это грунтовые дороги и дорожки с непролазной грязью по причине непрекращающегося несколько дней дождика. Транспорт – полуразбитая японская автотехника. Но больше всего мне запомнилась многочисленная «популяция» мотоциклов с колясками. Причем коляски, в первоначальном смысле этого слова, встречались у единичных экземпляров. Здесь всё зависело от фантазии владельцев и наличия у них подручных материалов. Мимо меня гордо тарахтели корыта, ступы, кадушки и просто платформы. А что, очень даже практично! Можно увезти небольшой стог сена.
Остров Путятина – великан среди островов Приморья.
Из посёлка я направился на юг, вдоль западного побережья острова. Остров Путятина – великан среди островов Приморья. С севера на юг он вытянулся на 13 километров. Своими размерами он намного превосходит даже такие не маленькие острова как Аскольд, Попова, Рейнеке. Но уступает, конечно, Русскому острову. Тем не менее, потребуется как минимум два дня, чтобы обойти его по берегу, спускаясь в каждую бухточку.
В каждую бухточку мне спускаться было некогда. Я прошел вдоль большого озера, перевалил через сопку, спустился на пляж и прошёл по нему до м. Родионова. Леденящий дождик продолжался. Найдя защищённое от ветра место, быстро поставил свою маленькую самодельную палатку и укрыл её тентом, пока не замочил дождь. Сложил все вещи туда и забрался сам. Костер жечь не стал, а поужинал купленным в посёлке хлебом с колбасой, запивая всё молоком. Переоделся в запасную сухую одежду и залез в спальник. Было ещё рано и я долго слушал радиоприёмник. Ночью проснулся от холода. Ноги затолкал в рюкзак, укрылся мокрой курткой. На какое-то время стало тепло, и я быстренько заснул, пока опять не стало холодно.
На южных склонах уже проклюнулся папоротник
Холодно всё же стало, но уже наступало утро, было шесть часов. Шуршания по тенту не было, и хлопал он значительно тише. Неужели снег?! Но все было не так мрачно, просто дождь перестал. Небо было плотно затянуто тучами. Я собрал рюкзак и пошёл по берегу дальше, фотографируя наиболее характерные места. Шел по сопкам по лесу, напрямик. Лес здесь без густого подлеска, идти — одно удовольствие. На южных склонах уже проклюнулся папоротник, изредка встречалась черемша. Южный узкий и длинный полуостров отгорожен от остального острова высокой металлической сеткой. Видимо раньше здесь разводили пятнистых оленей.
У мыса Ларионова опять пошёл мелкий дождик. Через километр остров заканчивался. Я сбросил рюкзак и спрятал его под большой глыбой. Дальше пошёл налегке. Перед м. Шулепникова, крайней южной точкой острова, в красивой песчаной бухте наткнулся на заброшенный рыбацкий участок. За мысом дул сильный ветер, как я и предполагал. Ночевать здесь было бы худо. На склонах леса совсем не стало, попадались лишь отдельные группки корявых деревьев. Мыс Развозова – вообще голая сопка с низенькой травкой. Здесь я наткнулся на развалины дома. Постоял, посмотрел из пустых проёмов окон. Вспомнились объявления о продаже квартир во владивостокских газетах, где часто указывается наличие вида на море, как дополнительного пункта в пользу той или иной квартиры. В некоторых объявлениях даже присутствует восклицательный знак в скобочках. Здесь же нужно было ставить сразу три (!!!). Вокруг одно лишь море. Прямо «Солярис» какой-то! Только одно окошко выходило на голый травянистый склон сопки. К домику не вела ни одна дорожка, ни даже тропа. Всё было давно заброшено.
Вечером я вернулся к оставленному рюкзаку. Натаскал из леса дров, поставил палатку. Костёр разжёг под козырьком скалы, там же и ужинал. Удобно: дождь не мешает. На ужин приготовил картошку с тушёнкой и зажаркой из дикого лука, произрастающего тут же. Укладываясь спать, сразу оделся «по усиленному варианту». На этот раз не просыпался до самого утра.
Жаль, но пора было возвращаться
На следующий день распогодилось, но воздух не прогревался из-за тумана, стелящегося над морем. На солнце можно было смотреть невооружённым глазом. Но всё же стало намного светлей и веселей. Жаль, но пора было возвращаться. Обратно шёл по дороге, по восточному побережью. Здесь было намного больше удобных мест для отдыха. Но в начале мая берега были ещё пустынны. Листья на деревьях ещё не придавали лесу опрятный и гостеприимный вид. И лишь заросли цветущего рододендрона украшали окрестные сопки и берега.
Посёлок опять встретил меня рокотом мотоциклов. Детвора каталась на стареньком «Юпитере» без глушителя, кто громче проедет. Дальше один мотоцикл тащил другой на прицепе. Следом проехало сразу два семейства со своими детьми. Все расселись как-то по окружности мотоцикла, как за общим столом на семейном торжестве.
У пирса уже стоял плашкоут, готовясь к отходу. Я успел вовремя. Далее всё раскрутилось в обратном порядке – Путятин – Дунай – Фокино – Владивосток. Ещё один маршрут, обещающий повториться. Но теперь уже летом, с близкими мне людьми, которые пока не знакомы с замечательным островом у самых южных морских берегов Приморья и всей России.
Начало в предыдущих темах: Часть 1. Восточное побережье края
Автор материала: Роман Верещаков (РоманВер)
Продолжение в статье: Часть 3. Юг от Владивостока
Доска бесплатных объявлений на Блоге Отшельника
Еще записи из рубрики: Морские маршруты
- Скала Крейсер, или о пользе гидрокостюма
- Часть 1. Восточное побережье края
- Острова Приморья: большие и маленькие
- НЛО над островом Сибирякова
- К острову Фуругельма
- Шлюпочный поход в бухту Сидеми
- Две спасательные операции за три дня
- Приключения в заливе Петра Великого
- Синее-синее море
- Ночёвка на валунах
Очень интересно спасибо за рассказ,жду продолжения.
Случайно наткнулся на эту публикацию.Очень интересный материал. Отличный стиль изложения. Спасибо!