Продолжаем описание путешествий по островам Приморья, начатое в предыдущих статьях.
Ближайшее окружение, или несъедобные коврижки
На последних километрах транссибирской магистрали поезда движутся у самого берега Амурского залива. Если дело происходит летом, пассажиры могут видеть многочисленных сограждан, купающихся или загорающих на берегу.
Другое дело зима. Если приезжий пассажир, обладающий острым зрением, окинет взглядом ледяные пространства в погожий денек, он убедится, что зимний отдых у моря (а точнее в море) даже популярнее летнего. Из окна поезда открывается феерическая картина любителей подледного лова на зимней рыбалке. Кажется, будто звездное небо отразилось негативом на поверхности моря. Сидящие на лунках рыбаки образуют скопления, ассоциации и даже целые галактики. Метеорами вспыхивают вдали блики от стекол автомобилей. Молниями расходятся от перронов электричек тропы и тропки, теряясь в белом безмолвии.
Вообще, тема зимней рыбалки практически неисчерпаема, и еще много раз будет подвергаться осмыслению это явление в нашей жизни. Доходит до того, что по городскому радио, наряду с курсами валют и расписаниями авиарейсов сообщают, где и на что ловится рыба. Была даже специальная радиопрограмма, называлась она «Клёв-прогноз». Наважье поле за «Коврижкой» — одно из мест рыбацкой «тусовки».
Остров Скребцова – официальное название, употребляется редко.
Остров Скребцова, или «Коврижка» — самый приметный островок в Амурском заливе. Он отлично виден с железнодорожной насыпи между станциями «Чайка» и «Седанка». Находится он приблизительно в двух километрах от берега. Очертаниями «Коврижка» действительно напоминает одноименное хлебобулочное изделие. Если смотреть с юга, со стороны «Второй Речки», остров похож на торпеду, сходство с которой придает характерная скала справа, похожая на хвостовой стабилизатор.
В плане, остров Скребцова представляет собой треугольник. Единственный пляж находится на северо-восточной стороне, обращенной к полуострову Де-Фриз. Вдоволь нагуляться по «Коврижке» не получиться. Максимум сто метров в длину и несколько десятков в ширину, по унылому пустырю, со всех сторон окруженному обрывом. Из «достопримечательностей» — какая-то яма (фундамент?) и триангуляционный знак. Из съедобных растений попадается морской шиповник. Пресной воды на острове нет.
Подводный мир у «Коврижки» довольно живописен. Островок окружает обширная отмель, усеянная маленькими мидиями, а также «петушками». Их створками засыпан берег и коса, обнажающаяся во время осеннего понижения уровня моря.
Лучшее время для посещения о.Скребцова – тихий осенний или весенний день, когда вода еще, или уже сравнительно чистая. Летом там тоже неплохо отдыхать. Конечно, проще всего добраться туда зимой по льду. Но в это время года остров уныл и совсем не гостеприимен.
Чем примечателен остров лично для меня?
Он самый первый, до которого я добрался вплавь. До этого я совершал заплывы и на три километра, но только вдоль берега. Когда же я впервые очутился в километре от ближайшего берега, стало немного страшновато. Я выбрался на плавучий буй и немного там посидел, покачиваясь на волнах. После такой остановки стало психологически легче продолжать путь. Зато обратно я проплыл неожиданно легко и быстро. Плыл на спине, без остановок, до самой «Чайки». На берегу было много отдыхающих, но купалось мало. А те, кто купался, не отплывали далеко, так как вода была холодноватой. Когда я выбрался на берег, то заметил, что многие на меня удивлённо поглядывали. Я же, как ни в чём не бывало, оделся и пошёл дальше, будто чуть ли не каждый день совершаю подобные прогулки-заплывы. После этого первого заплыва, я был горд и доволен собой.
В другой раз я сплавал на Коврижку в погожий октябрьский денёк. Естественно, уже в гидрокостюме. И на этот раз мне повезло. На половине пути ко мне подрулила моторная лодка. Я не голосовал даже. Да и как проголосуешь в воде? Ведь могут принять за утопающего. Сидевший за рулём паренёк спросил: «до куда подбросить?» Я только махнул рукой в сторону острова и через минуту оказался в его «территориальных водах».
Но, как это часто бывает в тайге или в море, удача неожиданно сменяется «проколами» и неприятностями. На первых же метрах обратного пути, порвалась пятка у правого ласта, и он стал поминутно спадать. В конце концов, на половине пути, он слетел совсем и утонул. Солнце опустилось уже низко, под водой было темно и мутно. Я не стал нырять, а потихоньку «заковылял» к берегу в одной ласте.
Остров Скребцова знает и своих «робинзонов»
В основном, это рыбаки, застигнутые весенними подвижками льда. Подробнее об этом смогли бы рассказать они сами, или спасатели. Но я бы предпочёл никогда не попадать в подобные переделки.
Есть в Амурском заливе и так называемая «речная коврижка» или остров Речной.
Он расположен в 1,5 км к югу от м. Речной, недалеко от устья р. Раздольная (Суйфун). Во многом он схож с о. Скребцова. В южной части островка есть развалины маяка и несколько корявых деревьев. В северной стороне, обрыв, опоясывающий остров, сходит почти на нет. Там же расположен и единственный пляж.
На Речном я побывал в январе 2001 года. Незадолго до этого, я прожил в Москве какое-то время. После огромного мегаполиса с его пасмурным небом и коротким световым днём, хотелось простора и света. И я это получил, прогулявшись по маршруту Вторая Речка – о. Речной – п-ов Песчаный – Вторая Речка. Получился треугольник со сторонами приблизительно 10 километров. Я прошел его, что называется, на одном дыхании. Все-таки есть что-то притягательное в мире, почти целиком состоящим из неба и льда. Особенно после недели, проведенной в тесном купе скорого поезда.
Третья владивостокская «Коврижка»
В Уссурийском заливе, на выходе из пролива Босфор Восточный, расположена третья владивостокская «Коврижка». Она же и первая, для многочисленных моряков и рыбаков, прибывающих в наш город из дальних морских странствий. Остров Скрыплева, вообще-то, на коврижку мало похож. Скорее это большой асимметричный кекс, «дальний родственник» хлебных караваев, посыпанных солью, которыми встречают дорогих гостей. Моряки называют его «Кочка».
Размерами он превосходит две предыдущие «коврижки», вздымается повыше над уровнем моря, и вообще, выглядит посолидней, недоступней. Если до Речного или Скребцова можно без проблем дойти или даже доехать по льду, то на Скрыплев можно добраться только морем, так как в проливе не бывает неподвижного прочного льда даже в самые суровые зимы. До ближайшего берега, о. Русского в районе бывшего поселка Житково, полтора километра. До полуострова Басаргина (Владивостока) – 3 км. Я же преодолел 4,6 км, так как плыл прямо с пляжа, что находится на перешейке полуострова Назимова.
Несмотря на тёплую августовскую воду, надел свой гидрокостюм. Предстояло долго пробыть в воде. В сумку на поясном ремне положил копчёную колбаску, шоколадный батончик и две бутылки сока. Привязал верёвкой сланцы, чтобы ходить по острову. В двух километрах от берега стало тяжело плыть в психологическом плане. Большое расстояние до берега пугало. Остров казался всё таким же далёким и недоступным. Стал искать причины своего страха, но ничего не нашел. Всё вроде было нормально.
Из раздумий вывел большой корабль, подходящий к проливу из открытого моря. Я находился практически посреди фарватера. Стал срочно «перебегать дорогу перед близко идущим транспортом». На какое-то время бак судна, заставленный японскими авто, закрыл капитанский мостик. Надстройка тоже была вся в автомобилях. Подумалось, — «Ну я крутой чувак! Люди попадают под колёса одной машины, я же окажусь сразу под сотней». Но корабль двигался медленно. Я успел пересечь его курс и проплыть ещё с полсотни метров, прежде чем мы поравнялись.
Дальнейшее плавание прошло без приключений
Первыми на острове меня встретили 2 собаки. На лай вышел суровый маячник. Я извинился за то, что прибыл без приглашения. Маячник напомнил мне, что маяки являются стратегическими объектами, и пребывание в запретной зоне посторонних запрещено. Но всё же мы разговорились. Когда выяснилось, что я прибыл вплавь, хозяин острова немного удивился, и позволил передохнуть перед обратной дорогой, сказав, что о «пешеходах» в наставлениях судоводителям ничего не сказано. Когда я сообщил, что учился на военной кафедре по специальности «гидрографическое обеспечение флота», 12 лет видел остров с городских улиц и мечтал здесь побывать, маячник заметно подобрел и даже устроил небольшую экскурсию, показав самое сердце маяка и всего острова.
Мы стояли на самой верхней площадке маяка, облокотившись на перила, и любовались красивым видом на город и острова. Я узнал, что постоянно живет здесь 6 человек, включая семьи. Пресная вода завозная, и её приходится экономить. Для хозяйственных нужд запасают дождевую воду, стекающую с крыш в металлические бочки. Электричество есть всегда – объект стратегической важности. Катер приходит 1 – 2 раза в месяц, но для экстренных случаев есть своя моторная лодка. Почвы на острове всего на пол лопаты, но персонал обрабатывает небольшой огород. Раньше держали скотину, завозили сено с соседнего Русского на лодке.
Разговоры прервала моторка, причалившая к косе на северном берегу. Мы отправились вниз. Я сказал, что «вам здесь и сторожами приходится работать». Маячник ответил – «да кем только не приходится, работа такая! Но летом неорганизованные отдыхающие доставляют много хлопот. Приходится постоянно напоминать им правила для водителей маломерных судов, графу о запрещённых районах плавания».
На моторной лодке прибыли парень с девушкой и их родственники из Москвы: женщина с дочерью. Опять начались разговоры о маяках, судовождении, природе и погоде. Было заметно, что «работа» экскурсоводами для маячников давно уже стала привычной. Парень, управлявший моторкой, предложил подбросить меня до полуострова Басаргина. Я не отказался. Вблизи берега полуострова, на прощание, наловил им морских ежей и звёзд, на память. А заплыв через бухту Патрокл, к своим оставленным вещам, был уже «делом техники», всего каких-то 1,8 км.
Автор фото и материала: Роман Верещаков (РоманВер)
Начало в статье: Часть 2. Восток залива Петра Великого
Продолжение в статье: Город на островах, или крохотные спутники Русского
Доска бесплатных объявлений на Блоге Отшельника
Еще записи из рубрики: Морские маршруты
- Часть 2. Восток залива Петра Великого
- Скала Крейсер, или о пользе гидрокостюма
- Часть 1. Восточное побережье края
- Острова Приморья: большие и маленькие
- НЛО над островом Сибирякова
- К острову Фуругельма
- Шлюпочный поход в бухту Сидеми
- Две спасательные операции за три дня
- Приключения в заливе Петра Великого
- Синее-синее море
Спасибо за статью,очень интересно.
Прочел статью и откровенно позавидовал автору. Ведь где он только ни был — и в море, и на суше, и под водой, и над сушей и водой… 🙂
Аж самому захотелось так же всё испытать. Жаль, что я плаваю, как топор. И нырять на долгое время не могу. А в остальном чуть-чуть ещё стоит подучиться — и вперёд, с песней! 😉
Фото «Коврижки» с воздуха не моё. Помещено оно в статью, как очень наглядное, дающее полное представление об острове.