Город на островах 2, или как добираться до городских окраин

За небольшим проливом Старка находится небезызвестный остров Попова. Он связан с центром Владивостока прямым паромным сообщением. Большинство коренных обитателей острова сосредоточено в его западной части, на берегу Амурского залива, в посёлке с одноимённым названием Попова. В бухте Алексеева есть маленький посёлочек Бухта Алексеева, а на берегу пролива Старка, соответственно посёлок Старк. Зимой, когда Амурский залив заполняется льдами, пассажирский катер швартуется у его незамерзающего причала.

Первое моё посещение острова состоялось именно в этом месте, зимой.

Хотя, посещение – это громко сказано. Я даже на берег не сошёл, вернее меня не пустили. Дело в том, что эти события происходили в эпоху правления Черепкова, и проезд на городском транспорте был бесплатным. А для студентов были бесплатными даже катера и паромы.
остров
Конечно, я не мог упустить такую возможность совершить морскую прогулку. Но по прибытии в пункт назначения, меня задержал участковый милиционер. На местного обитателя я был не похож, никого не знал, и вызывал подозрение тем, что прибыл на остров зимой. Летом никто бы и внимания не обратил. Пришлось возвращаться.

Второй раз я побывал там в начале октября.

Как раз я тогда купил гидрокостюм, и испытал его у м. Проходной. Ночевал там же, в синтепоновом спальнике на пенополиуретановом коврике. Мокрицы (двухвостки, патычи – у них много местных названий) спать не давали, противно бегали у самого лица. Чем-то они похожи на домашних тараканов, но гораздо крупнее и прочнее что ли. И поведение у них сходное: днём прячутся под камнями пляжа, а ночью заползают куда только можно. Ещё одно неофициальное, но меткое название — камнеежки.
Третье моё посещение о. Попова было транзитным. В тот раз я замахнулся на небольшие острова к востоку, в бухте Пограничной.
бухта
Дело было в начале июня. После обеда, на остров Попова опустился густой туман. Даже ближайший остров Наумова совершенно не был виден, хотя до него около километра. Но погода у моря весьма изменчива. Не прошло и часа, как туман стал редеть.
На этот раз в моё снаряжение, помимо гидрокостюма, входил надувной матрас. Его я решил использовать в качестве транспортного средства для моего рюкзака. Рюкзак я завернул в палаточный полиэтиленовый тент, обвернул веревкой, и прикрутил к матрасу. Сам поплыл сзади в ластах, облокотясь руками на рюкзак, а подбородком упираясь в пятилитровую пластиковую бутылку с пресной водой. Все мои сомнения насчёт удобства и безопасности подобного способа преодоления водных преград были быстро рассеяны. Не успел я оглянуться, как уже очутился у южного берегового обрыва о. Наумова. Все оказалось так легко и просто, что я на радостях продолжил плавание, и вскоре высадился, а вернее выбрался из воды на острове Малый.

Остров Малый находится в бухте  Пограничной, между островами Наумова и Клыкова, ближе к последнему

Он представляет собой треугольную скалистую горку, высотой более 20 м, покрытую шапкой леса. Островок оправдывает своё название, его размеры не превышают 100 м в диаметре. Рядом с Малым находится галечниковая коса – «спальный район» морских птиц. Я расположился на ночлег как раз напротив. Чайки быстро ко мне привыкли, и, успокоившись, плотной толпой расположились на косе.

Остров
Погода была тихая и пасмурная. Стемнело незаметно. На берегу было очень мало плавника. Я с трудом нашел две палки для стоек своей самодельной одноместной палаточки. А чтобы доварить рис, пришлось залазить за дровами в лес, во «внутренние районы» острова, и скидывать их оттуда на побережье. Вскоре настала непроглядная ночь. Догорал костерок, тихо плескались волны. Впервые я ночевал один на маленьком, совершенно необитаемом острове.
На следующий день, когда я упаковывал вещи, чтобы продолжить путь, к моему табору подплыли пограничники, и заглушив мотор своей лодки в 20 м у берега, прокричали, уезжаю ли я. Я крикнул в ответ, что уезжаю. Подозрительно оглядев мой табор, они всё же уплыли. Наверное подумали – «на чём, интересно, он уезжать собирается, лодки не видно нигде».

А я поддул немного матрас, запаковал рюкзак и поплыл дальше, на о. Клыкова

Пришлось почти полностью его обогнуть: с севера, востока и юга он непригоден для высадки из-за обрывистых берегов. Но для моего «судёнышка» всё же нашлась маленькая «гавань» на южном берегу. Мастерски преодолев полосу рифов с бурлящей водой, я заплыл за кекур и выбрался на крохотный пляж, окруженный со всех сторон неприступными скалами.
о. Клыкова
Там оставил матрас с рюкзаком и отправился за съедобной морской живностью. В это время небо очистилось и высоко над головой ярко засияло солнце. От берега на глубину уходили круглые светлые валуны, и вода над ними была бирюзовой. В тихую солнечную погоду, в прозрачной воде, получается нырять очень глубоко. Под водой далеко видно, и поэтому совсем не страшно.

о. Клыкова
«Моя» гавань оказалась неприспособленной для жилья. Дрова пришлось привезти на матрасе из-за непропуска, так как добираться до леса по крутым скалам я не рискнул. Воды тоже не было, пришлось допивать свои запасы. Оставалось надеяться, что на Наумове будет источник, иначе я там не смогу переночевать.

На следующий день, утром, благополучно переплыл на остров Наумова.

Первым делом отправился вокруг острова в поисках пресной воды.
В противоположность Клыкову, побережье Наумова легко проходимое. Приблизительно три четверти побережья острова – это галечниковый и валунный пляж. На восточном и северном берегу разбросано много плавающего мусора, самая ценная разновидность которого – плавник. Всегда приятно, когда топливо валяется буквально под ногами, и не нужно лезть в сумрачные сырые заросли леса. С водой тоже повезло. На северном берегу, недалеко от большой валунной косы, из под скалы довольно обильно сочилась вода, наполняя небольшие углубления. Из одной такой лужицы я быстро начерпал створкой раковины полную бутылку воды.

остров
Вообще, остров Наумова представляется мне теперь в виде большой округлой печенюшки, очень мирной и гостеприимной. В основании большой валунной косы на севере острова, находится поляна с многолетним кострищем. По всему видно, что остров довольно посещаем. Это и неудивительно, ведь добраться туда можно на любой надувной лодке, и оставаться там отдыхать, покуда не закончатся продукты. По сравнению с переполненным туристами о. Попова, остров Наумова в этом плане весьма привлекателен.
Начиная с этой «экспедиции», на Попове я стал бывать, в основном, проездом на другие острова. Конечной целью пути он становился лишь зимой, когда через пролив Старка можно прогуляться пешком по льду.

И ещё о двух островках я хочу рассказать в этой главе. Расположены они к западу от о. Попова, в Амурском заливе.

Добирался до них привычным уже способом – вплавь. Водой запасся сразу, т.к. с самого начала предполагал, что на столь маленьких островах её не будет. Набрал 5 литров из колонки на улице, в посёлке. Заплыв начал с м. Андреева, западной оконечности Попова. Время было – середина июня. Дело близилось к вечеру, но солнце стояло ещё высоко. Умеренный ветер дул вдоль залива на юг. Вместе с ним смещались мощные кучевые облака, превращая морскую поверхность под ними из синего в серо-стальной цвет.
Я держал курс на маленькую россыпь скал, именуемую на картах о. Два Брата. Предстояло проплыть три с половиной километра, путь неблизкий. Матрас с рюкзаком я толкал таким образом, чтобы цель пути маячила чуть слева от рюкзака. Этим я компенсировал дрейф, возникающий из-за ветра, дующего справа. Да и смотреть было интереснее на виды, открывающиеся по левому «борту», если только у надувного матраса есть борта.

Основное внимание привлекал о. Козлова

От северной оконечности которого я проплывал приблизительно в километре. Вернее, даже не сам остров, а далёкие мысы и острова, то исчезающие, то вновь появляющиеся за его горбатым профилем. Среди бескрайней водной глади, лишённой каких-либо ориентиров, было приятно видеть результаты своих усилий – продвижение вперёд.
Тем временем тучи заволокли полнеба. Начали падать отдельные крупные капли. Вскоре разразился нешуточный ливень.
о. Козлова
Бояться промокнуть в моём положении было смешно, поэтому я с интересом оглядывался вокруг. Волны стали более пологими и низкими и подёрнулись мелкой рябью. Далёкие берега исчезли за пеленой дождя. Над самой водой держался белый слой, состоящий из брызг разбивающихся крупных дождевых капель. Ливень всё усиливался, послышался лёгкий шелест. С неба что-то посыпалось, это ощущалось даже через капюшон гидрокостюма. И этим «что-то» был град. Градины колотили по рюкзаку, завёрнутому в полиэтилен, ссыпались с него в воду. Через минуту я уже плыл среди множества ледяных шариков. А в нескольких километрах прямо по курсу ярко светило солнце, отражаясь в море ослепительной полосой.
Дождь с градом закончился неожиданно, как и начался. Ветер притих, выглянуло вечернее уже солнце. Два Брата приблизились настолько, что стали видны кружащие среди его скал чайки. Вскоре я обогнул островок и выбрался на край серпообразной косы, образующей тихую, обращённую на запад бухточку. Как всегда на новом месте, оттащил вещи подальше от воды и пошел изучать окрестности.
Слово «окрестности» применительно к тому месту, где я находился, подходило мало. Чтобы составить представление об острове, достаточно представить слегка изогнутую галечниковую косу 80 м в длину, оканчивающуюся небольшой «коврижкой», 30 — 40 м в диаметре. На самой косе расположены две скалы, напоминающие зубы. Северная — небольшая, центральная — наиболее высокая и островерхая на всём острове, поднимается над уровнем моря на 19 метров.
Перед тем, как заняться обустройством на новом месте, я ещё понырял немного в поисках съестного, но ничего вкусного не нашёл – все гребешки куда-то попрятались.

Самая большая проблема на маленьких бесплодных островках — это поиски двух достаточно длинных палок для палатки.

Можно, конечно, ночевать и под открытым небом, но доставляют неудобство мокрицы и возможная непогода среди ночи. Поэтому маленькая бязевая палаточка (я её называю накомарником) всегда со мной. К счастью, неподалёку валялась полузасыпанная доска. Её я разбил об скалы, и с помощью обломков соорудил свой передвижной домик. Для варки ужина на костре, вполне хватило всякого древесного мусора, выбрасываемого на берег.
Ночь прошла тихо и спокойно. За завтраком наблюдал за паромом и «кометой», вышедшими из Славянки. Шум их двигателей далеко разносился над тихой водной гладью. День выдался жарким. Перед отплытием на о. Козлова, когда надувал матрас, заметил дырочку. Пришлось клеить. Затем отплыл на 100 м и запечатлел Два Брата прямо с воды. Вернулся, запаковал фотоаппарат получше, и уж после этого отплыл насовсем.

Вскоре выбрался на западный берег о. Козлова.

Как всегда, ближе к обеду, начинается интенсивное движение маломерных судов и яхт. Горожане выбираются на природу. Естественно, что владельцы плавсредств выезжают отдыхать на небольшие острова, куда не ходят паромы с автомобилями, и где меньше людей. Вот и на этот раз, у доступного для высадки западного берега, покачивалась на волнах яхта, а её пассажиры расположились за обедом на пляже, напротив. Каждые 20 минут мимо проходил катер или моторная лодка в направлении островов Рейнеке и Рикорда. Яхта ушла, но взамен прибыли два катера. Только когда солнце стало клониться к закату, началось обратное движение в город. Покинули остров и эти два катера. Ночевать я остался один.

берег о. Козлова
Вода, взятая с собой про запас, подходила к концу. Я насобирал пластиковых бутылок, взял нож, марлю и отправился по берегу в поисках сырых мест. Таковых обнаружилось около пяти. Я искал мокрые трещины в скале, заталкивал ножом в них марлю, ждал, когда она пропитается водой, и опускал другой конец в бутылку. Примерно так, как делается при сборе берёзового сока. Утром слил все в одну бутылку. Как раз хватило на завтрак.
Площадь острова Козлова составляет около двух гектаров. Почти весь он покрыт густым лесом. Теоретически на нём смог бы прожить один человек, во всяком случае, дров, пресной воды и земельного участка под огород, хватило бы как раз на одного.
При возращении на о. Попова, случилась авария. Дул сильный боковой ветер, разогнавший частую крутую волну. А маску я положил возле подушки, под рюкзак. При тряске на мелких крутых волнах маска незаметно выскочила и пошла на дно. Пропажу я обнаружил лишь на Попове, когда собирал рюкзак чтобы идти к парому. Море ещё раз напомнило, что не любит расхлябанности. Всё должно быть собрано и как следует упаковано.

Карта маршрута

Карта маршрута

Автор фото и материала: Роман Верещаков (РоманВер)

Начало в статье: Город на островах, или крохотные спутники Русского

Продолжение в статье: Остров Рейнеке, или игры разума

 

Доска бесплатных объявлений на Блоге Отшельника

Еще записи из рубрики: Морские маршруты

 
 

Комментарии к записи "Город на островах 2, или как добираться до городских окраин"

Посмотреть последние комментарии
  1. Спасибо за интересный материал.

  2. Спасибо за хорошую статью! Порадовали — наконец-то в ваших путешествиях появились фотографии. 🙂
    И написано всё очень доходчиво и интересно. Автору я бы посоветовал брать с собой побольше еды. Чтобы ассоциации не были столь гастрономичными… 😀

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.


Subscribe without commenting